Наши магазины:
Поиск по сайту
Наши питомцы

Откуда на нас смотрят

Цихлазомы северум

image001— крупные высокотелые цихлиды — были очень популярны у нас лет 15 –20 назад. Тогда их еще называли ложными дискусами. Настоящих дискусов нежных и капризных рыб содержать было непросто, а неприхотливые "эрзац-дискусы" отлично чувствовали себя даже в аквариумах у новичков. Позже, с наступлением видового изобилия в отечественной аквариумистике, северумы отошли на второй или даже на третий план. Что, кстати, вовсе не сделало их менее интересными.

image003Дискусом, даже ложным, взрослую цихлазому северум можно назвать лишь с большой натяжкой — форма ее массивного корпуса, строго говоря, далека от изящного плоского диска. Впрочем, при всех очевидных различиях у этих двух таксономически далеких видов есть много общих черт. Но самое забавное, что северум. видимо, и цихлазомой-то не является.

Надо сказать, что род Cichlasoma вообще отличается весьма неустойчивой систематикой. В свое время он включал много видов крупных и средних южноамериканских цихлид сходной морфологии, которые при дальнейших классификационных разбирательствах были определены в другие роды. Так произошло и с открытым в 1840 году северумом. По основным морфологическим и анатомическим признакам он вроде бы ближе к Cichlasoma, но некоторые ученые считают этих рыб представителями рода Heros (Heros severus). Тем не менее в большинстве изданий по аквариумистике он по-прежнему именуется Cichlasoma severum (Heckel, 1840).

Severum" — в переводе с латыни "суровый", но не в значении "сердитый", а скорее "сдержанный". Эта характеристика адресована внешности северума — плотное тело серо-коричневого цвета с оливковым отливом, более высокое, чем у большинства цихлазом, по бокам мелкий бурый крап. крупные пятна на последних мягких лучах спинного и анального плавников соединены между собой полосой у основания хвоста. Спинной плавник от оливково-зеленого до почти черного цвета, анальный — с красноватой верхней частью, хвостовой — серо-зеленый. На отдельных чешуйках более-менее выраженные светлые отметины — желтые или розоватые. У аквариумных северумов большой разброс интенсивности окраски — есть как достаточно яркие, так и весьма блеклые экземпляры, самцы обычно ярче самок. В культуре существуют красная вариация и золотисто-розовая альбиносная форма.

Видовое прилагательное "severus" может быть истолковано также как "северный". Действительно, эти рыбы населяют водоемы северной части бассейна Амазонки. Акклиматизированы они и на юге Невады. В природе С. severum достигают 20–30 см, в аквариуме — 15–20 см. Их уплощенное с боков тело идеально приспособлено для жизни среди густой растительности, переплетений корней и веток поваленных деревьев. В зависимости от условий обитания их природная окраска варьирует от оливково-желтой до почти черной.

Северумы не относятся к доминирующим хищникам и предпочитают держаться в зарослях — и для безопасности, и для удобства охоты. Впрочем, поскольку их содержание и разведение не представляют проблем, аквариумная популяция уже много десятилетий не пополняется отловленными экземплярами.

Для содержания рыб подходят сосуды от 100 литров. Чем просторнее аквариум, тем больше размер выращенных в нем экземпляров будет соответствовать природному. Форма тела северумов находится в определенной зависимости от конфигурации аквариума — в плоских и высоких ширмах они вырастают более дисковидными, в широких и низких "корытах" — с вытянутым корпусом, более похожими на классических цихлазом.

К водяной флоре они довольно лояльны, поскольку не являются ни убежденными вегетарианцами, ни рьяными грунтокопателями (хотя листья и корни нежных и мягких растений наподобие апоногетонов и амбулий вполне могут пострадать).

Подавляющее большинство конфликтов, не слишком однако горячих, у этих рыб носят внутривидовой характер, а вот с соседями, даже значительно более мелкими, они уживаются неплохо. В аквариуме одного моего знакомого несколько северумов мирно жили в окружении тернеций, расбор. миноров и прочей харациновой мелочи. Хотя бывает, с годами их характер начинает портиться, особенно в тесных сосудах. В качестве категорических противопоказаний можно назвать разве что соседство с золотыми рыбками — их развевающиеся вуалевые плавники действуют на северумов, как плащ тореадора на быка.

Обычно северумы принимаются за охоту только от голода, но не от азарта. А поесть они любят и явно предпочитают животную пищу. Дождевые черви, насекомые, крупный мотыль, энхитреи, трубочник, мясо, морепродукты, опять же мелкие рыбы — такое меню вполне соответствует высокому уровню метаболизма этих рыб. Последнее, кстати, обусловливает необходимость регулярной подмены трети воды и наличия биофильтра.

К химическому составу среды северумы нетребовательны. Рекомендации разных авторов варьируют от мягкой слабокислой воды, характерной для Рио-Негру, до нейтральной, в пределах 10–20°dGH . Таким образом, этих рыб можно содержать как в классических для южноамериканских водоемов условиях, так и в достаточно жесткой воде вместе с африканскими цихлидами. Главное — свежесть воды и достаточная насыщенность ее кислородом. Оптимальная температура 24–26°С.

При продолжительности жизни до 15 лет половозрелыми рыбы становятся на втором-третьем году. К этому времени группа разбивается на пары и начинает делить территорию. Причем при недостатке самцов самки могут образовывать пары между собой. Одна из самок берет на себя роль самца и таким образом весь нерестовый ритуал: ухаживание, охрана территории, подготовка субстрата и т.д. — полностью соблюдается. Но, в отличие, например, от анциструсов, самки которых при необходимости действительно могут менять пол, у северумов подобные метаморфозы носят лишь поведенческий характер.

Отложенная псевдопарой икра, естественно, остается неоплодотворенной и вскоре поедается производителями. Такие "розовые" игры, кстати, свойственны многим цихловым. Оставшиеся в нерестовый период без пары самцы подобными "глупостями" не занимаются и либо ведут себя индифферентно, либо выбирают в аквариуме "холостяцкий угол" и какое-то время никого туда не пускают, "сублимируя" нереализованный инстинкт.

Половой диморфизм у северумов выражен слабо. У самцов тело массивнее, лобная часть головы тяжелее, концы спинного и анального плавников вытянуты в косицы; окраска часто оказывается ярче, например голову украшает так называемая маска — зеленовато-бирюзовый узор на лбу и жаберных крышках. У самок она выражена лишь как легкий отлив.

Признаком готовности рыб к нересту служит увеличение яйцеклада самок (он принимает вид усеченного конуса) и набухание генитальной паппилы у самцов. Стимулы к икрометанию традиционны — интенсивная подмена воды. усиленная аэрация и повышение температуры до 26–29°С. По некоторым данным (С. Кочетов), нерест может быть спровоцирован наличием в воде микрокорма — коловраток. науплиусов и т.п. Взрослые особи им питаться не могут, так как микрокорм проходит сквозь жабры. но воспринимают как кормовую базу для будущего потомства.

Подобно другим плоским цихлидам, северумы формируют открытую кладку икры, оптимальный субстрат для которой — ровная наклонная поверхность, например камень, глиняные черепки, кусок пластика. Некоторые пары предпочитают им стекла аквариума или широкие листья растений.

День-другой пара подготавливает облюбованное место. В это время северумы становятся агрессивными и всякий вторгшийся на занятую ими территорию безжалостно прогоняется. Впрочем, агрессия эта локальна: рыбы не преследуют нарушителей границы по аквариуму, в результате до серьезных травм соседей дело обычно не доходит. Сложный и интересный нерестовый ритуал, которым славятся все цихлиды. включает в себя совместную очистку субстрата и "танцы". Северумы часто кружатся сцепившись ртами — сентиментальные наблюдатели находят это зрелище очень трогательным.

Кладка состоит примерно из тысячи прикрепленных к субстрату икринок. С этого момента обязанности родителей, как правило, разделяются: самка больше внимания уделяет икре, проводит "чистку рядов". удаляя неоплодотворенные и побелевшие икринки, и аэрирует кладку движениями грудных плавников. Самец же ориентирован преимущественно на защиту и охрану территории. Впрочем. это скорее тенденция, чем общее правило: на деле же распределение обязанностей в каждой паре индивидуально.

Вообще для рыб. долгое время находящихся в аквариумной культуре, свойственна определенная редукция родительского инстинкта. Это и неудивительно. ведь в природе пары, не ухаживающие за потомством, не имеют шансов передать такое сомнительное достоинство по наследству, поскольку оно, это потомство, оказывается попросту съеденным. А вот профессиональное разведение с использованием инкубатора уравнивает шансы на сохранение генотипа как хороших, так и плохих родителей. Так что не стоит особенно удивляться, если на второй-третий день рыбы вдруг уничтожат собственную икру.

Чтобы уменьшить вероятность такого поворота дел, на время ухаживания за потомством пару необходимо оградить от каких-либо стрессов, хотя и это не дает полной гарантии. Если целью является именно получение потомства, а не наблюдение за проявлениями родительского инстинкта, лучше изъять субстрат с икрой из общего аквариума и поместить его в инкубатор, желательно под поток мелких пузырьков воздуха.

Инкубация продолжается от 5 до 8 дней в зависимости от условий, главным образом температурных. Чем ниже температура, тем позже выклевываются личинки и тем они крупнее. Но если температура существенно ниже оптимальной, то у молоди чаще наблюдаются случаи сколиоза и других уродств.

Когда выклев происходит в присутствии родителей, аквариумиста может поджидать редкий, но очень приятный сюрприз. Дело в том, что некоторые пары северумов способны выкармливать своих личинок слизистым кожным секретом так, как это делают настоящие дискусы (а по непроверенным данным — и скалярии). Если хозяину повезет, то такая "молочная" пара решит за него проблему стартового корма: личинки прикрепляются к широким бокам родителей и несколько дней живут за счет питательной слизи. Ну а после отлучения от боков, когда молодь начинает свободно плавать (4–7 дней), в ход идет зоопланктон соответствующего размера: коловратки, науплиусы артемии и циклопа, микрочервь и т.п.

На первых порах мальки растут не очень быстро, к месяцу достигая примерно сантиметра. В это время становится очевидным, что внешность юных северумов более напоминает не собственных родителей, а "крестных" — дискусов. У молоди плоское и высокое дисковидное тело серовато-оливкового цвета, расписанное семью-восемью темными вертикальными полосами — такая окраска идеально подходит для маскировки среди зарослей растений и древесных фрагментов.

Не имеющему еще достаточного опыта "чайнику" на Птичьем рынке вполне могут продать северумов нежного возраста в качестве настоящих дискусов (это гораздо вероятнее, чем знаменитая история о продаже поросенка под видом щенка бультерьера). Так что принятое среди аквариумистов название "ложный дискус" все же не лишено оснований.

Ближе к трем месяцам молодь переходит на питание мотылем, трубочником, скобленым мясом и другим "взрослым" кормом и начинает расти заметно быстрее. Кормление коретрой северумам вообще, а молодняку этого возраста особенно, подходит меньше — для активного роста в ней недостает необходимых питательных веществ. В выростном аквариуме следует более тщательно следить за чистотой и свежестью воды — интенсивно развивающиеся подростки загрязняют ее очень быстро.

Покровительственная полосатая окраска держащейся стайкой молоди препубертатного возраста исчезает примерно к году жизни. У взрослых особей сохраняется обычно только одна полоса у основания хвоста, остальные если и выражены, то очень бледно.

Итак, хотя цихлазома северум и не является модным видом, этих рыб можно смело рекомендовать как очень интересных и благодарных питомцев. Спокойный, миролюбивый характер и в то же время способность постоять за себя позволяет содержать их в самых разнообразных видовых сообществах. Неприхотливость к условиям содержания, легкость разведения и яркая индивидуальность характера делает этих рыб идеальными объектами для аквариумистов-неофитов. Ну а те любители, которым недостаточно одного только наблюдения за рыбами, оценят способность северумов идти на тактильный контакт — их легко можно приучить брать корм из рук и даже давать себя погладить.

Такое приятное дружеское общение с этими добродушными "аквариумными коровами" способно доставить массу удовольствия.

© Е. Тимонова, 2001–2006.

© журнал "Аквариум", 2001.